Аудиоконтент. Производство радиопрограмм.

Как вырастить футбольную звезду?

Как и обещал, в третьей части нашего обзора, расскажу, каким вижу тренировочный процесс. Предполагается, что вы уже выбрали, куда ваш ребенок будет ходить и познакомились с его тренером.
Начинаем с разминки

Надо понимать, что в таком возрасте дети всегда отвлекаются на игры. Тренер должен уметь направлять детскую энергию в мирное русло, используя ее в своих тренировках.  

Обучение с мячом в зале начинается в 6-7 лет. Сперва тренер формирует для всей команды примерно одинаковый формат тренировок, в ходе которой начинается обучению ведению мяча.

Первый этап – разминка. Передвижение по периметру площадки, передвижение на носках, затем – с подниманием рук над головой, с хлопком на счет «раз». Передвижение с увеличением длины шага, с уменьшением и т. д. 

В начале обучения маленькие футболисты пытаются «подружиться с мячом»: в качестве вспомогательных упражнений можно использовать ведение мяча, удары, остановка, игра в пас, ведение мяча между стоек и прочее. Позже начинаются удары по воротам.

Поиск позиции

Одновременно может происходить и поиск позиции на поле для игроков. Хотя, многие тренеры считают, что специализацию следует отложить до 8-9 лет. Именно тогда стоит системно подстраивать подготовку под футболистов каждого амплуа. Например, защитников. Упражнения уже другие: короткие и средние передача мяча, выполняемые разными частями стопы, обводка соперника (без борьбы или в борьбе), отбор мяча у соперника, вбрасывание мяча из аута.

С 6 до 9 лет при систематических тренировках дети либо набирают мышечную массу, либо начинают ускоренно расти. Впрочем, есть различие не только в физическом развитии, меняются и мыслительные способности, ориентация в пространстве. А ведь все эти особенности игрока зачастую формируют его позицию на поле. Рано или поздно, тренерский штаб определится, кто и где будет играть. Но понравится ли это вам?

Тут надо понимать что, зачастую, родительский взгляд на позицию ребенка и тренерское понимание его позиции на поле они абсолютно разные. Навязывать свое мнение тренеру, во-первых, бесполезно, во-вторых, просто глупо: вам бы тоже не хотелось, чтобы вмешивались в вашу сферу деятельности?

От чего «танцует» тренер?

Если посмотреть более широко на тренировки, то у меня сформировалось два разных подхода обучения. Первый – это интенсивные тренировки с малым числом пауз и отдыха; упражнения, рассчитанные на повторяющиеся действия за короткий отрезок времени и требующие большого контроля за детьми. На таких тренировках стоит уделять внимание игре в пас: передачи на открытое пространство, «на третьего», детей сразу учат же примитивным азам тактики, игре «через вратаря».

Второй тип и способ тренировок рассчитан на большее число беговых упражнений, формирование хорошей физической формы. Это обычно достигается через челночный бег (с 10 лет, примерно). И приоритетнее, чем работа с мячом.

Тренер «танцует» от  имеющихся у него мальчишек, их уровня. Команды, обычно обладающие хорошей физической подготовкой, действуют больше на разрушение, нежели на созидание. Значительную роль имеет методика «натиска», «прессинга» соперника, использование стандартных положений, да и в целом игра без мяча для них предпочтительней.

Главный авторитет

В такой схеме важны скоростные качества нападающих, выход в атаку через крайних форвардов, максимально быстрый проход с мячом центра поля. В свою очередь, на малых площадках, на которых 7-8 летние дети начинают играть, такая схема игры вырабатывает у детей навыки разрушения, созидание уходит на второй план.

Но помимо самих тренировок, очень важна и фигура тренера. Это человек, который в будущем способен оказывать огромное влияние на вашего ребенка и станет для него главным авторитетом. Тренер, нравится вам или нет, будет формировать мировоззрение ребенка, и станет определенной частью вашей жизни и ваших ожиданий, от которого будет зависеть воспитание и развитие вашего ребенка.

Все во двор

С точки зрения результата, если брать личностное развитие ребенка как футболиста, тренеру необходимо доверять. Или вы доверяете тренеру, или ищете нового.

До 9-10 лет, все дети, занимающиеся в группе, должны играть постоянно. И на тренировках или в контрольных матчах. В среднем, в обычной спортивной школе юный футболист занимается 3-4 раза в неделю по 1,5-2 часа. Если задумываться о профессиональной карьере – этого недостаточно. Многие родители уже через полтора-два года занятий задумываются о дополнительных тренировках для ребенка. Но этого мы коснемся чуть позже.

Обязательно, давайте практику игры ребенку во дворе, где он не боится совершить ошибку. Чем больше он работает с мячом, тем лучше.

Конечно, во всех матчах есть основные и запасные игроки, начинающие матч на скамейке. Очень часто в тренеры проводит замены по ходу матча «тройками» и «пятерками», давая игровую практику всем подопечным и формируя связи внутри таких объединений.

Удары по воротам

Бить по воротам учат почти сразу же. Постепенно увеличивается расстояние до ворот, увеличивается размер мяча. Все дети начинают с третьего размера мяча, но спустя год переходят на «четверку», с ней уже начинают тренироваться и играть постоянно.

С 13 лет дети переходят на «пятерку», хотя многим мальчишкам уже в 10 лет ей удобнее играть.

В нашем случае мячи закупаются родителями, но некоторые школы приобретают их централизованно. И на различные турниры «большие» команды приезжают и уезжают всегда со своим инвентарем.

В практически любой команде тренер пытается использовать сильные стороны своих футболистов. К примеру, сыгранная пятерка. Или скоростные крайние нападающие. Бомбардир, умеющий бить с дальних расстояний игрок или же сильный вратарь. Такие козыри могут надеяться на победу у любого соперника.

Вам,  как родителям, необходимо следить за тренировками ребенка. Обращать внимание, что у него лучше получается на занятиях, а с какими элементами возникают проблемы. Разговаривайте с ним дома, рассказывайте о его недостатках, помогайте ему находить мотивацию для устранения таких пробелов – например, используя доводы «сделаем лучше, чем Ваня», «я точно знаю, ты можешь лучше, чем Петя». Это придаст вашему ребенку уверенности в будущем. Во время турниров смотрите, играет ли ваш ребенок основную роль на поле или его используют только в качестве запасного.

Стать универсалом?

Для себя я вывел два типа тренеров. Первый старается развить лучшие качества своего ключевого игрока, иногда в ущерб остальным. Нивелирование слабых мест такого футболиста будет реализовываться сильными качествами его партнеров. 

Второй тип – более универсален. На его тренировках подтягиваются все основные элементы футбола, делают игрока более универсальным, но на ключевые «плюсы» зачастую не хватает времени. Что снова возвращает нас к дополнительным тренировкам.

Во время игр и тренировок ваша задача как родителя отслеживать «слабые места» своего ребенка. Конечно, стоит переговорить с тренером, что понять, как их минимизировать. Это может быть бег по утрам, гимнастика, какие-то упражнения на ловкость, технику, которые можно проводить помимо тренировок: дома или на улице.

В следующей части наших материалов, поговорим о том, что необходимо юному футболисту делать вне занятий и стоит ли устраивать дополнительные тренировки, а также более подробно остановимся на фигуре тренера.

Алексей Каширин

Комментарии закрыты.